ESTIMATION OF THE MAIN WAVE FREQUENCY FOR A CREWLESS SPEEDBOAT
- Authors: Korenev A.S.1, Kuznetsov D.I.2, Morozov D.R.1
-
Affiliations:
- Saint Petersburg State Marine Technical University
- St. Petersburg State Marine Technical University
- Section: Mechanical engineering
- Submitted: 13.11.2025
- Accepted: 17.11.2025
- Published: 03.12.2025
- URL: https://pediatria.orscience.ru/2414-1437/article/view/696210
- ID: 696210
Cite item
Full Text
Abstract
Background. The active development of autonomous navigation on small vessels reveals a new problem of control. The high maneuverability of boats determines their wide bandwidth, exceeding the upper limit of the wave spectrum. As a result, it is quite difficult to separate the useful control signal and interference from the wave using classical frequency filtering methods.
Aim — to develop a method that allows estimating the main apparent frequency of the wave acting on an unmanned boat.
Methods. Nonlinear filtering.
Results. A mathematical model is proposed, on the basis of which an extended Kalman filter is synthesized, providing an estimation of the peak frequency of the wave based on the measurements of the boat's yaw rate.
Conclusions. The synthesized extended Kalman filter effectively tracks the value of the peak apparent frequency of the wave acting on the boat's hull.
Keywords: fundamental frequency of the wave, Kalman filter, extended Kalman filter, Nomoto model
Full Text
Введение
Движение морской поверхности представляет собой трехмерный случайный процесс. Волновое воздействие на корпус катера, вызывает возмущающие силы и моменты, оказывающие влияние на его движение в пространстве. Указанное движение от волнового воздействия по каждой координате (координаты и углы в пространстве) может быть представлено в виде двух составляющих: медленно меняющейся, приводящей к дрейфу координат, и осциллирующей, вызывающей колебания координат с частотой волнения. Таким образом, система управления движением катера должна компенсировать низкочастотную составляющую (волновой дрейф) и фильтровать высокочастотную составляющую, приводящую к нежелательным колебаниям исполнительных механизмов. В данной статье основное внимание уделяется анализу влияния волновых колебаний на курс, как одного из наиболее критичных аспектов движения безэкипажного катера.
Высокая маневренность катера определяет его широкую полосу пропускания, превышающую верхнюю границу спектра волнения. Кроме того, волнение действует на катер с кажущейся частотой, которая в свою очередь зависит от скорости катера и направления встречи с волной [1]. Вследствие этого, применение фильтров нижних частот и полосовых фильтров для исключения высокочастотной составляющей волнения невозможно. Альтернативным решением является использование фильтра Калмана с математической моделью волнения [2, 3]. Данный фильтр демонстрирует высокую эффективность при подавлении высокочастотной волновой составляющей, однако его применение сопряжено со сложностью настройки, требующей знания параметров упрощенной математической модели судна, интенсивности внешних возмущений и значения основной частоты волнения.
Для идентификации параметров математической модели по курсу можно использовать классический подход [4] или альтернативные методы [5]. Вопросам адаптации параметров фильтра, связанных с интенсивностью внешних возмущений, посвящены работы [6-8]. В то же время, методы определения основной частоты волнения, предложенные в [1-3, 9], неприменимы, поскольку они предполагают предварительную фильтрацию волновой составляющей и последующий анализ полученной очищенной выборки. В рассматриваемой задаче выделение репрезентативной выборки, обусловленной исключительно волнением, является труднореализуемой процедурой. Таким образом, существует необходимость в разработке метода, позволяющего оценивать основную частоту волнения непосредственно по сигналу, содержащему смесь данных от волновых возмущений и системы управления.
Постановка задачи
При синтезе системы управления устойчивого на курсе катера используют модели Номото первого и второго порядков [2]. В режиме стабилизации курса при небольших углах перекладки руля достаточно использовать модель Номото первого порядка. Далее мы будем рассматривать модель Номото первого порядка, которая представлена ниже:
(1)
Где, - угловая скорость циркуляции;
- угол перекладки пера руля;
- постоянная времени;
- коэффициент усиления.
С учетом математической модели волнения, представленной в [2, 3], и уравнения (1) сформируем систему дифференциальных уравнений для оценки основной частоты волнения:
(2)
Где, - основная частота волнения;
- угловая скорость, вызванная волнением;
- угол рысканья, вызванного волнением;
- интеграл от рысканья, вызванного волнением;
- коэффициент демпфирования [2].
Измеряемой величиной является угловая скорость. Уравнение измерений записывается как:
(3)
Где, - измеряемый сигнал с датчика;
- шум измерений.
Требуется синтезировать фильтр, который на основе математической модели (2) и результатов измерений (3) осуществляет оценку основной частоты волнения.
Синтез расширенного фильтра Калмана
Система уравнений (2) является нелинейной, что исключает возможность применения линейного фильтра Калмана и обуславливает необходимость использования его расширенной версии в следующем виде [2]:
(4)
(5)
Где, - вектор состояния;
- вектор управления;
- функция состояния системы;
- матрицы управления, измерения и внешних возмущений соответственно.
Оценка вектора состояния для нелинейной системы (4) может быть выполнена с помощью расширенного дискретного фильтра Калмана. В данной работе не приводится полное описание алгоритма данного фильтра, поскольку оно детально изложено в [2, c. 298]. Для реализации расширенного дискретного фильтра Калмана, приведенного в [2], достаточно задать структуру матриц, входящих в уравнения (4) и (5), которые будут иметь следующий вид:
;
;
;
.
В рассматриваемом случае ковариация ошибки измерений R является скаляром. Ее значение определяется техническими характеристиками применяемого датчика угловой скорости.
Матрица ковариации внешних возмущений Q подлежит настройке, для выполнения которой могут быть применены алгоритмы адаптации, приведенные в работах [6–8].
Экспериментальная проверка работы фильтра
Проверка работы предложенного фильтра проводилась в два этапа: с помощью имитационного моделирования и проведение испытаний на территории Приморской учебно-научной базы СПбГМТУ на безэкипажном катере «Странник», разработанным компанией «Ситроникс КТ» [10].
Имитационное моделирование работы фильтра проводилось на основе модели Номото первого порядка с параметрами K = 1.2 и T = 0.8, соответствующими безэкипажному катеру «Странник» при скорости 10 км/ч. Внешнее возмущение задавалось в виде гармонического волнения с номинальной частотой 1,2 рад/с, модулированной по частоте в диапазоне от 1.0 до 1.4 рад/с. Фильтр обеспечил оценку кажущейся частоты волнения с запаздыванием. Результаты моделирования работы фильтра представлены на «рисунке 1». Сплошной линией показана заданная частота волнения, а прерывистой линией – оценка частоты, полученная с фильтра.
Рис. 1. Имитационное моделирование работы фильтра
Испытания фильтра проводились на безэкипажном катере «Странник». Параметры K и T определялись алгоритмом, описанном в [5]. С целью проверки корректности работы фильтра был установлен курс, обеспечивающий боковое направление волнения относительно катера. Выбор данного курса обусловлен тем, что при таком взаимном расположении кажущаяся частота волнения численно равна его основной частоте.
Во время испытаний волнение составляло 3-4 балла по шкале ГУГМС-53. Тогда в соответствии с [11], основная частота спектра волнения будет находиться в районе 1.2-1.5 рад/с. Работа фильтра в реальных условиях представлена на «рисунке 2» После запуска фильтр инициализировался начальной частотой 1.5 рад/с, после чего через 30 с вышел на оценку 1.15 и далее его значения находились от 1.15 до 1.05 рад/с. Одной из основных причин отличия от частоты по [11] связано с тем, что выбрать точное направление в борт очень сложно, поэтому мы получаем оценку кажущейся частоты, которая очень близка.
В ходе испытаний интенсивность волнения составляла 3-4 балла по шкале ГУГМС-53. Согласно данным работы [11], основная частота волнения при таких условиях находится в диапазоне 1,25-1,5 рад/с. Результаты работы фильтра в реальных условиях представлены на рисунке 2.
После запуска фильтр был инициализирован начальным значением частоты 1,5 рад/с. Через 30 с работы фильтр сошёлся к оценке 1,15 рад/с, после чего его показания варьировались в диапазоне от 1,05 до 1,15 рад/с.
Расхождение с частотой 1.25 рад/с, связано главным образом с трудностью обеспечения строго бортового направления волнения относительно катера. Вследствие этого фильтр оценивает кажущуюся частоту волнения, значение которой близко к расчётному.
Рис. 2. Проверка работы фильтра в реальных условиях
Заключение
Применение предложенного фильтра позволило оценить кажущуюся частоту волнения, воздействующего на скоростной катер. Благодаря этому из данных угловой скорости циркуляции была исключена гармоническая составляющая волнения. Это предотвратило её прохождение в регулятор и, как следствие, повысило точность удержания заданного курса.
Наличие запаздывания оценки ограничивает применение фильтра режимом стабилизации курса. В ходе маневрирования целесообразно переходить на использование зафиксированного последнего значения оценки частоты волнения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Информация о конфликте интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
- Информация о финансировании. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
About the authors
Alexey Sergeevich Korenev
Saint Petersburg State Marine Technical University
Email: alexey.korenev@sironics-kt.ru
PhD student
Russian Federation, address: 3, Lotsmanskaya str., 190121, St. Petersburg, RussiaDenis Ivanovich Kuznetsov
St. Petersburg State Marine Technical University
Email: D.I.Kuznetsov@smtu.ru
SPIN-code: 5128-0266
Doctor of Technical Sciences, Vice-Rector for Research at SMTU, Associate Professor, St. Petersburg
Russian Federation, 3, Lotsmanskaya str., 190121, St. Petersburg, RussiaDenis Rudolfovich Morozov
Saint Petersburg State Marine Technical University
Author for correspondence.
Email: D.R.Morozov@smtu.ru
Head of Industrial Projects Department
Russian Federation, 3, Lotsmanskaya str., 190121, St. Petersburg, RussiaReferences
- Ambrosovsky V.M., Korenev A.S., Lukomsky Yu. A., and Shpektorov A.G. Coordinated management of marine mobile objects. SPb .: Publishing house SPbGETU LETI, 2016. 128 p.
- Fossen, Thor. Handbook of Marine Craft Hydrodynamics and Motion Control.//John Wiley & Sons, 2011.
- Korenev. A. S. Filtering of wave disturbances acting on the control object/ A. S. Korenev. S. P. Khabarov // Information systems and technologies: theory and practice : A collection of scientific papers / Editor-in-chief Vagizov M.R. Volume Issue 15. – St. Petersburg: St. Petersburg State Forestry University named after S.M. Kirov. 2023. – S. 91-97. – EDN RMEWDF.
- K. Nomoto. Analysis of Kempfsstandard maneuver test and proposed steering quality indices. Proceedings of 1st Symposium on Ship Maneuverability, 1960.
- Patent No. 2828164 C1 Russian Federation, IPC G05B 17/02, G06F 17/18, G01C 21/14. Method of adjusting ship control system on course: No. 2024107821 : application 03/25/2024 : published 07/10/2024 / Korenev A.S., Khabarov S.P.; applicant Joint Stock Company "SITRONICS KT". – EDN HFEWUW.
- Ambrosovsky, V. M. Adaptive Kalman Filter for External Disturbances / Ambrosovsky V.M., Khabarov S.P., and Korenev A.S. // Information Systems and Technologies: Theory and Practice : Collection of Scientific Papers, St. Petersburg, January 29, 2015 / edited by Zayats A.M. Volume Issue 7. – St. Petersburg: St. Petersburg State Forestry University named after S.M. Kirov, 2015. – Pp. 5-10. – EDN VKJVOJ.
- Barabanov, A. E. Linear filtering with adaptive adjustment of the covariance matrices of disturbances in the object and measurement noises / Barabanov A.E. // Automation and Remote Control. – 2016. – No. 1. – Pp. 30-49. – EDN VWWUFJ.
- Ambrosovsky, V. M. Fault-tolerant adaptive Kalman filter for external disturbances / Ambrosovsky V.M., Korenev A.S., and Khabarov S.P.// Marine Radioelectronics. – 2015. – No. 3(53). – Pp. 20-23. – EDN UYCGWF.
- Yuan J. A Wave Peak Frequency Tracking Method Based on Two-Stage Recursive Extended Least Squares Identification Algorithm / J. Yuan, S. An, X. Pan, H. Mao, L. Wang // IEEE Access. – 2021. – Vol. 9. – P. 86514–86522. – doi: 10.1109/ACCESS.2021.3057454.
- Sitronics and Korabelka have improved the accuracy of movement of unmanned boats [Electronic resource] : press release. – St. Petersburg : SPbSMTU, 2024. – URL: https://www.smtu.ru/ru/viewnews/1581/ (accessed: 09.11.2025).
- Kolyzaev B.A., Kosorukov A.I., Litvinenko V.A. Spravochnik po proektirovaniyu sudov s dinamicheskimi printsipami podderzhaniya. – Leningrad: Sudostroenie, 1980. – 472 p.
Supplementary files


