Нарушения адаптации детей к эмоциональным и физическим нагрузкам, связанным с обучением: современный взгляд на проблему и пути коррекции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Нарушения школьной адаптации представляют собой распространенную мультифакториальную проблему в педиатрической и неврологической практике, усугубленную в последние годы новыми психосоциальными стрессорами. Ранняя диагностика и комплексная коррекция этого состояния – ключевой фактор профилактики серьезных тревожных и депрессивных расстройств в будущем. В обзоре освещены современные взгляды на этиологию, нейробиологические механизмы и комплексные подходы к коррекции нарушений адаптации детей к школьным нагрузкам. Проведен анализ современных отечественных и зарубежных литературных данных, посвященных проблеме школьного стресса, дезадаптации, а также роли эмоциональной компетентности и исполнительные функции в процессе адаптации. В основе школьной дезадаптации лежит комплекс стрессогенных факторов (значимые жизненные изменения, академический стресс, социальные трудности, средовые воздействия). Ключевую роль в успешной адаптации играют сформированность эмоциональной компетентности (способности распознавать и регулировать эмоции) и исполнительные функции (контроля торможения, рабочей памяти, когнитивной гибкости), которые тесно взаимосвязаны. Эффективная стратегия помощи должна включать как немедикаментозные методы (психолого-педагогическая коррекция, работа с семьей), так и рациональную фармакотерапию. В качестве патогенетически обоснованного и безопасного варианта лекарственной коррекции рассмотрен ноотропный препарат никотиноил γ-аминомасляной кислоты (Пикамилон), оказывающий комплексное вегетостабилизирующее, анксиолитическое, вазоактивное и нейрометаболическое действие. Подчеркивается важность своевременного выявления признаков школьной дезадаптации и применения комплексного подхода, сочетающего методы психологической поддержки и при необходимости назначение современных ноотропных препаратов с благоприятным профилем безопасности. Это позволяет повысить эффективность адаптации ребенка к школьным нагрузкам и улучшить долгосрочный прогноз его психического здоровья.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Ольга Владимировна Котова

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы; Международное общество «Стресс под контролем»; Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ol_kotova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3908-0381

канд. мед. наук, доц. каф. психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии; вице-президент; доц. курса психиатрии

Россия, Москва; Москва; Москва

Елена Сергеевна Акарачкова

Международное общество «Стресс под контролем»; Реабилитационный центр Rehaline

Email: ol_kotova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7629-3773

д-р мед. наук, врач-невролог, президент; зам. глав. врача

Россия, Москва; Красногорск

Список литературы

  1. Акарачкова Е.С., Байдаулетова А.И., Беляев А.А., и др. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации. СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020 [Akarachkova ES, Baidauletova AI, Beliaev AA, et al. Stress: prichiny i posledstviia, lechenie i profilaktika. Klinicheskie rekomendatsii. Saint Petersburg: Skifiia-print; Moscow: Profmedpress, 2020 (in Russian)].
  2. Sharma S. Adjustment: process, achievement, characteristics, measurement and dimensions. Int J Acad Res. 2016;3(1(2)):42-5.
  3. Катунова В.В. Практико-ориентированный подход к типологии школьной дизадаптации. Клиническая и специальная психология. 2019;8(3):19-39 [Katunova VV. A practice-oriented approach to the typology of school maladjustment. Clinical Psychology and Special Education. 2019;8(3):19-39 (in Russian)]. doi: 10.17759/psyclin.2019080302
  4. Гущина К.А. Школьная дезадаптация как трудная жизненная ситуация, требующая совладающего поведения. Вопросы науки и образования. 2017;6(7):155-9 [Gushchina KA. Shkolnaia dezadaptatsiia kak trudnaia zhiznennaia situatsiia, trebuiushchaia sovladaiushchego povedeniia. Voprosy Nauki i Obrazovaniia. 2017;6(7):155-9 (in Russian)].
  5. Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация в педиатрической практике. Лечащий врач. 2005;1. Режим доступа: https://www.lvrach.ru/2005/01/4531954. Ссылка активна на 14.06.2025 [Zavadenko NN. Shkolnaia dezadaptatsiia v pediatricheskoi praktike. Lechashchii vrach. 2005;1. Available at: https://www.lvrach.ru/2005/01/4531954. Accessed: 14.06.2025 (in Russian)].
  6. Захарова И.Н., Творогова Т.М., Пшеничникова И.И., Сгибнева А.И. Астенический синдром у школьников: от риска развития до диагностики и лечения. Педиатрия. Consilium Medicum. 2021;(1):76-83 [Zakharova IN, Tvorogova TM, Pshenichnikova II, Sgibneva AI. Asthenic syndrome in schoolchildren: from the risk of development to diagnosis and treatment. Pediatrics. Consilium Medicum. 2021;(1):76-83 (in Russian)]. doi: 10.26442/26586630.2021.1.200713
  7. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде. Современные проблемы науки и образования. 2014;5 [Litvinenko NV. School Anxiety as Anindication of Adaptationdisorder of Pupils to Educational Environment. Modern Problems of Science and Education. 2014;5 (in Russian)].
  8. Шарипов А.Т., Эргашева Н.О., Нурмаматова К.Ч. Особенности нервной системы и проявления энуреза у детей. Вестник НДМЦ. 2022;2:100-2 [Sharipov AT, Ergasheva NO, Nurmamatova KCh. Osobennosti nervnoi sistemy i proiavleniia enureza u detei. Vestnik NDMTs. 2022;2:100-2 (in Russian)].
  9. Заиров Н.М., Садыкова Г.К. Особенности школьной дезадаптации детей начальных классов. Вестник КазНМУ. 2015;2:376-8 [Zairov NM, Sadykov GK. Features of school exclusion of children of primary school. Vestnik KazNMU. 2015;2:376-8 (in Russian)].
  10. Чутко Л.С., Корнишина Т.Л., Сурушкина С.Ю., и др. Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(1):43-9 [Chutko LS, Kornishina TL, Surushkina SYu. Syndrome of autonomic dysfunction in children and adolescents. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. 2018;118(1):43-9 (in Russian)]. doi: 10.17116/jnevro20181181143-49
  11. Акарачкова Е.С., Блинов Д.В., Котова О.В., и др. Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка. РМЖ. 2018;26(9):45-51 [Akarachkova ES, Blinov DV, Kotova OV, et al. Stress u detei: kak aktivirovat adaptatsionnye rezervy u rebenka. RMZh. 2018;26(9):45-51 (in Russian)].
  12. Акарачкова Е.С., Байдаулетова А.И., Блинов Д.В., и др. Cтресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика. Клиническое руководство. СПб.: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2022 [Akarachkova ES, Baidauletova AI, Blinov DV, et al. Ctress u detei i podrostkov: prichiny i posledstviia, lechenie i profilaktika. Klinicheskoe rukovodstvo. Saint Petersburg: Skifiia-print; Moscow: Profmedpress, 2022 (in Russian)].
  13. Акарачкова Е.С., Климов Л.В., Котова О.В. 21 век: от пандемии COVID-19 к новым психосоциальным стрессам. Клиническое руководство. М.: Перо, 2022 [Akarachkova ES, Klimov LV, Kotova OV. 21st century: from COVID-19 pandemic to new psychosocial stress. Clinical guidelines. Moscow: Pero, 2022 (in Russian)]
  14. Рачин А.П., Котова О.В., Демьяновская Е.Г., и др. COVID-19 и постковидный синдром. Руководство для невролога. М., 2023 [Rachin AP, Kotova OV, Demianovskaia EG, et al. COVID-19 i postkovidnyi sindrom. Rukovodstvo dlia nevrologa. Moscow, 2023 (in Russian)].
  15. Котова О.В., Захаров В.В., Акарачкова Е.С., и др. Стресс и расстройства, связанные с ним. Поведенческая неврология. 2024;(1):30-6 [Kotova OV, Zakharov VV, Akarachkova ES. Stress and stress-related disorders. Behavioural Brain Research. 2024;(1):30-6 (in Russian)]. doi: 10.46393/27129675_2024_1_30
  16. Акарачкова Е.С., Блинов Д.В., Климов Л.В., и др. Стресс и стресс-связанные расстройства у детей. Медицинский совет. 2023;(12):210-20 [Akarachkova ES, Blinov DV, Klimov LV. Stress and stress-associated disorders in children. Medical Council. 2023;(12):210-20 (in Russian)]. doi: 10.21518/ms2022-016
  17. Котова О.В., Бородулина И.В. Боль у детей и подростков. Клинический разбор в общей медицине. 2024;5(8):79-83 [Kotova OV, Borodulina IV. Pain in children and adolescents. Clinical Review for General Practice. 2024;5(8):79-83 (in Russian)]. doi: 10.47407/kr2024.5.8.00463
  18. Ato E, Fernandez-Vilar MA, Galian MD. Relation Between Temperament and School Adjustment in Spanish Children: A Person-Centered Approach. Front Psychol. 2020;11:250. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00250
  19. Cicchetti D, Valentino K. An ecological-transactional perspective on child maltreatment: Failure of the average expectable environment and its influence on child development. Development and Psychopathology. 2006;3:2.
  20. Li Q, Liu P, Yan N, Feng T. Executive Function Training Improves Emotional Competence for Preschool Children: The Roles of Inhibition Control and Working Memory. Front Psychol. 2020;11:347. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00347
  21. Lahaye M, Fantinihauwel C, Van BN, et al. Emotional competence and quality of life of children with asthma: the mediating effect of coping strategies. Psychol Health. 2011;26(12):1678-95. doi: 10.1080/08870446.2011.562606
  22. Riquelme E, Montero I. Improving emotional competence through mediated reading: short term effects of a children’s literature program. Mind Cult Act. 2013;20(3):226-39. doi: 10.1080/10749039.2013.781185
  23. Pons F, Lawson J, Harris PL, De RM. Individual differences in children’s emotion understanding: effects of age and language. Scand J Psychol. 2003;44(4):347-53. doi: 10.1111/1467-9450.00354
  24. Wardiesielski EF, Limowski AR, Kreper SN, Mcdermott MJ. Relationships between treatment attitudes, psychological symptoms, emotional competence, and help seeking intentions. J Counsel Dev. 2019;97:250-9. doi: 10.1002/jcad.12265
  25. Oh S, Lewis C. Korean preschoolers’ advanced inhibitory control and its relation to other executive skills and mental state understanding. Child Dev. 2008;79(1):80-99. doi: 10.1111/j.1467-8624.2007.01112.x
  26. Healy SA, Im-Bolter N, Olds J. Executive function and emotional, behavioral, and social competence problems in children with epilepsy. J Child Family Stud. 2018;27(8):2430-40. doi: 10.1007/s10826-018-1079-3
  27. Zelazo PD, Carlson SM. Hot and cool executive function in childhood and adolescence: development and plasticity. Child Dev Perspect. 2012;6(4):354-60. doi: 10.1111/j.1750-8606.2012.00246.x
  28. Silkenbeumer J, Schiller EM, Holodynski M, Kärtner J. The role of co-regulation for the development of social-emotional competence. J Self Regul Regul. 2016;2:17-32. doi: 10.11588/josar.2016.2.34351
  29. Liew J. Effortful control, executive functions, and education: bringing self-regulatory and social-emotional competencies to the table. Child Dev Perspect. 2012;6(2):105-11. doi: 10.1111/j.1750-8606.2011.00196.x
  30. Rhoades BL, Greenberg MT, Domitrovich CE. The contribution of inhibitory control to preschoolers’ social-emotional competence. J Appl Dev Psychol. 2009;30(3):310-20. doi: 10.1016/j.appdev.2008.12.012
  31. Nakamichi K. Differences in young children’s peer preference by inhibitory control and emotion regulation. Psychol Rep. 2017;120(5):805-23. doi: 10.1177/0033294117709260
  32. Fox NA, Henderson HA, Rubin KH, et al. Continuity and discontinuity of behavioral inhibition and exuberance: psychophysiological and behavioral influences across the first four years of life. Child Dev. 2001;72(1):1-21. doi: 10.1111/1467-8624.00262
  33. Garcia-Andres E, Huertas-Martinez JA, Ardura A, Fernandez-Alcaraz C. Emotional regulation and executive function profiles of functioning related to the social development of children. Procedia Soc Behav Sci. 2010;5:2077-81. doi: 10.1016/j.sbspro.2010.07.416
  34. Carlson SM, Wang TS. Inhibitory control and emotion regulation in preschool children. Cogn Dev. 2007;22:489-510. doi: 10.1016/j.cogdev.2007.08.002
  35. Penela EC, Walker OL, Degnan KA, et al. Early behavioral inhibition and emotion regulation: pathways toward social competence in middle childhood. Child Dev. 2015;86(4):1227-40. doi: 10.1111/cdev.12384
  36. Baddeley A. Working memory and emotion: ruminations on a theory of depression. Rev Gen Psychol. 2013;17(1):20-7. doi: 10.1037/a0030029
  37. Mitchell RLC. fMRI delineation of working memory for emotional prosody in the brain: Commonalities with the lexico-semantic emotion network. NeuroImage. 2007;36(3):1015-25. doi: 10.1016/j.neuroimage.2007.03.016
  38. Morey RA, Dolcos F, Petty CM, et al. The role of trauma-related distractors on neural systems for working memory and emotion processing in posttraumatic stress disorder. J Psychiatr Res. 2009;43(8):809-17. doi: 10.1016/j.jpsychires.2008.10.014
  39. Mutter B, Alcorn MB, Welsh M. Theory of mind and executive function: working-memory capacity and inhibitory control as predictors of false-belief task performance. Percept Mot Skills. 2006;102(3):819-35. doi: 10.2466/pms.102.3.819-835
  40. Morra S, Parrella I, Camba R. The role of working memory in the development of emotion comprehension. Br J Dev Psychol. 2011;29(Pt. 4):744-64. doi: 10.1348/2044-835x.002006
  41. Батышева Т.Т., Климов Ю.А., Платонова А.Н., и др. Комплексная коррекция легких когнитивных и сопутствующих им эмоциональных нарушений у детей и подростков. Детская и подростковая реабилитация. 2017;(4):22-30 [Batysheva TT, Klimov UA, Platonova AN. Complex correction of easy cognitive and emotional disorders of children and adolescents. Detskaia i Podrostkovaia Reabilitatsiia. 2017;(4):22-30 (in Russian)]. EDN:UOQIIJ
  42. Чекалова С.А., Карпович Е.И. Школьная дезадаптация в практике детского невролога. Русский журнал детской неврологии. 2025;20(2):61-70 [Chekalova SA, Karpovich EI. School maladjustment in the practice of a pediatric neurologist. Russkii Zhurnal Detskoi Nevrologii. 2025;20(2):61-70 (in Russian)]. doi: 10.17650/2073-8803-2025-20-2-61-70
  43. Немкова С.А., Болдырев В.Г. Когнитивные нарушения у детей: современные подходы к диагностике и коррекции. Нервные болезни. 2025;1:22-3 [Nemkova SA, Boldyrev VG. Cognitive impairment in children: modern approaches to diagnostics and correction. Nervnye bolezni = Nervous Diseases. 2025;1:22-3 (in Russian)]. doi: 10.24412/2226-0757-2025-13238
  44. Батышева Т.Т., Квасова О.В., Быкова О.В., и др. Роль нейротрофической терапии в практике детского невролога. Методические рекомендации Департамента здравоохранения г. Москвы. 2015 [Batysheva TT, Kvasova OV, Bykova OV, et al. Rol neirotroficheskoi terapii v praktike detskogo nevrologa. Metodicheskie rekomendatsii Departamenta zdravookhraneniia g. Moskvy. 2015 (in Russian)]. EDN:ZIXXZF
  45. Кузенкова Л.М., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Ноотропы в когнитивной неврологии детского возраста. Пособие для врачей. М., 2010 [Kuzenkova LM, Maslova OI, Namazova-Baranova LS, et al. Nootropics in cognitive neurology of childhood. Manual for doctors. Moscow, 2010 (in Russian)].
  46. Митрохин К.В., Баранишин А.А. Классификация и краткое описание лекарственных препаратов – аналогов производных гамма-аминомасляной кислоты и токсических веществ, влияющих на ГАМКергическую связь. Анестезиология и реаниматология. 2018;6:22-30 [Mitrohin KV, Baranishin AA. Klassifikaciya i kratkoe opisanie lekarstvennyh preparatov – analogov proizvodnyh gamma-aminomaslyanoj kisloty I toksicheskih veshchestv, vliyayushchih na GAMK-ergicheskuyu svyaz. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2018;6:22-30 (in Russian)]. doi: 10.17116/anaesthesiology201806122
  47. Силкина И.В., Ганьшина Т.С., Середенин С.Б., Мирзоян Р.С. ГАМКергический механизм цереброваскулярного и нейропротекторного эффектов Афобазола и Пикамилона. Экспериментальная и клиническая фармакология. 2005;1(68):20-4 [Silkina IV, Ganshina TS, Seredenin SB, Mirzoyan RS. GAMK-ergicheskii mekhanizm tserebrovaskuliarnogo i neiroprotektornogo effektov Afobazola i Pikamilona. Eksperimentalnaya i Klinicheskaya Farmakologiya. 2005;1(68):20-4 (in Russian)]. doi: 10.30906/0869-2092-2005-68-1-20-24
  48. Данилов А.Б., Шиндряева Н.Н., Бородулина И.В., Лунегов Т.Д. Интегративная оценка эффективности и безопасности амбулаторного применения препарата Пикамилон. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(7):119-30 [Danilov AB, Shindryaeva NN, Borodulina IV. Integrative assessment of the effectiveness and safety of outpatient use of Picamilon. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. 2024;124(7):119-30 (in Russian)]. doi: 10.17116/jnevro2024124071119
  49. Kalueff A, Nutt DJ. Role of GABA in memory and anxiety. Depress Anxiety. 1996-1997; 4(3):100-10. doi: 10.1002/(SICI)1520-6394(1996)4:3<100::AID-DA2>3.0.CO;2-K
  50. Быкова О.В., Богдан И.Я., Алексеева М.В. Дисфункция нижних мочевыводящих путей у детей в психоневрологической практике. Медицинский совет. 2025;(11):212-8 [Bykova OV, Bogdan IYa, Alekseeva MV. Lower urinary tract dysfunction in children in neuropsychiatric practice. Medical Council. 2025;(11):212-8 (in Russian)]. doi: 10.21518/ms2025-258
  51. Белоусова И.С., Сухоруков В.С. Применение метаболических препаратов в лечении детей с гиперактивным мочевым пузырем. Вопросы современной педиатрии. 2005;4(6):22-7 [Belousova IS, Sukhorukov VS. The use of metabolic drugs in treating children with hyperactive urinary bladder. Voprosy sovremennoi pediatrii. 2005;4(6):22-7 (in Russian)]. EDN:PCLNWL
  52. Маслова О.И., Борисова С.А., Артюхина С.В., Зоркин С.Н. Влияние производных нейромедиаторных аминокислот на уродинамические показатели детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. Лечащий врач. 2011;1:61 [Maslova OI, Borisova SA, Artiukhina SV, Zorkin SN. Vliianie proizvodnykh neiromediatornykh aminokislot na urodinamicheskie pokazateli detei s neirogennoi disfunktsiei mochevogo puzyria. Lechashchii vrach. 2011;1:61 (in Russian)]. EDN:SGGIID
  53. Энурез. Клинические рекомендации. Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2024. Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/preview-cr/835_1. Ссылка активна на 14.06.2025 [Enurez. Klinicheskie rekomendatsii. Ministerstvo zdravookhraneniia Rossiiskoi Federatsii, 2024. Available at: https://cr.minzdrav.gov.ru/preview-cr/835_1. Accessed: 14.06.2025 (in Russian)].
  54. Мазаева Н.А., Головина А.Г. Типология, динамика и коррекция фобических синдромов в структуре психической патологии у подростков. Методическое пособие для врачей. М.: Цифровичок, 2014 [Mazaeva NA, Golovina AG. Tipologiia, dinamika i korrektsiia fobicheskikh sindromov v strukture psikhicheskoi patologii u podrostkov. Metodicheskoe posobie dlia vrachei. Moscow: Tsifrovichok, 2014 (in Russian)].
  55. Котова О.В., Беляев А.А., Акарачкова Е.С. Современные методы диагностики и лечения тревожных и депрессивных расстройств. РМЖ. Медицинское обозрение. 2021;5(10):648-53 [Kotova OV, Beliaev AA, Akarachkova ES. Sovremennye metody diagnostiki i lecheniia trevozhnykh i depressivnykh rasstroistv. RMZh. Meditsinskoe obozrenie. 2021;5(10):648-53 (in Russian)].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Консилиум Медикум", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 74329 от 19.11.2018 г.