Особенности питания первоклассников разных поколений в выходные дни

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Введение. Питание является важной составляющей в жизни человека, так как обеспечивает основные функции организма. В период обучения ребёнка в школе происходит перестройка организма детей, увеличиваются психоэмоциональные нагрузки. Первоклассники приходят в новую для них среду, и правильно организованное питание как в школе, так и дома будет способствовать защите организма ребёнка, улучшать его адаптацию.Цель исследования – сравнительный анализ структуры питания первоклассников разных поколений в выходные дни в динамике (2014, 2024 гг.).Материалы и методы. Исследование проведено в 10 общеобразовательных учреждениях в сентябре 2014 и 2024 гг. Объект исследования – школьники первых классов в возрасте 7 лет (n = 400), проживающие в моногородах юга Кузбасса. В домашних условиях питание детей изучалось методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания.Результаты. При изучении продуктового набора установлено, что уровень потребления детьми продуктов питания в динамике сильно варьирует в сравнении с рекомендованными нормами. В рационах выходного дня у школьников установлен недостаток рыбы и морепродуктов; мяса, молока и кисломолочных продуктов; творога, сыров твёрдых сортов, масла растительного. Энергетическая ценность рационов в среднем находится в диапазоне нормируемых величин. Среднесуточные рационы школьников как в 2014-м, так и в 2024 г. (1 : 1,3 : 4,7 и 1 : 1,2 : 4,5) не были сбалансированными по соотношению основных макронутриентов. В рационах в выходные дни у школьников преобладала жировая модель питания.Ограничения исследования. Исследование лимитировано выборкой группы школьников разных поколений, обучающихся в первых классах.Заключение. Анализ фактического питания в динамике выявил актуальность изучения причин, приводящих к нарушениям в организации питания детей в домашних условиях, что даёт возможность прогнозировать и структурировать ошибки родителей с последующим консультированием по вопросам правильного питания.Ключевые слова: питание школьников первых классов; домашнее питание; выходные дниСоблюдение этических стандартов. Исследование одобрено биоэтическим комитетом ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» (протокол заседания № 4 (§ 1) от 18.11.2021 г.), проведено согласно общепринятым научным принципам Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (ред. 2013 г.). Все участники дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследованииУчастие авторов: Тапешкина Н.В. – концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование; Горячева О.В., Поварницина Н.В. – сбор материала; Матвеева О.В., Блажина О.Н. – обработка данных. Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех её частей.Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.Поступила: 21.04.2025 / Поступила после доработки: 22.05.2025 / Принята к печати: 26.06.2025 / Опубликована: 20.08.2025

Об авторах

Наталья Васильевна Тапешкина

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»; Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей – филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Email: natasha72.03.24@mail.ru

Ольга Владимировна Горячева

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»

Email: noemail@neicon.ru

Наталья Васильевна Поварницина

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»

Email: noemail@neicon.ru

Оксана Владимировна Матвеева

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»

Email: matveevaov2011@mail.ru

Ольга Николаевна Блажина

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»

Email: olgablaz9@mail.ru

Список литературы

  1. Шайхутдинов Б.И., Храмешин Р.А., Попова А.Р., Шашерина Я.В., Чупрова В.В. Правильное питание – залог здоровья школьников. Вопросы науки и образования. 2018; (7): 267–71. https://elibrary.ru/xpidrz
  2. Мажаева Т.В. Анализ изменений пищевых предпочтений и заболеваний (состояний), связанных с питанием, у населения Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (9): 19–25. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-330-9-19-25 https://elibrary.ru/rmxxua
  3. Попов В.И., Настаушева Т.Л., Жданова О.А. Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе. Здравоохранение Российской Федерации. 2021; 65(3): 238–44. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-3-238-244 https://elibrary.ru/mjnbav
  4. Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018; 6(2): 4–13. https://elibrary.ru/xycabf
  5. Попова А.Ю., Шевкун И.Г., Яновская Г.В., Новикова И.И. Гигиеническая оценка организации питания школьников в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(2): 7–12. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-2-7-12 https://elibrary.ru/aahrhc
  6. Викторова Е.П., Лисовая Е.В., Свердличенко А.В., Воротынцев Д.А., Бардиж Д.Р. Исследование соответствия фактического потребления школьниками продуктов питания рекомендуемым нормам потребления. Новые технологии. 2021; 17(4): 24–32. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-4-24-32 https://elibrary.ru/eilwvv
  7. Горелова Ж.Ю., Филиппова С.П., Соловьева Ю.В., Плац-Колдобенко А.Н., Летучая Т.А., Салдан И.П. и др. Роль семьи и школы в формировании пищевого поведения учащихся Москвы и Алтайского края. Профилактическая медицина. 2018; 21(6): 63–7. https://doi.org/10.17116/profmed20182106163 https://elibrary.ru/vtgnqy
  8. Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка домашнего питания современных школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(8): 31–6. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36 https://elibrary.ru/ojfowg
  9. Валина С.Л., Штина И.Е., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Изучение особенностей питания учащихся младшего школьного возраста при наличии альтернативного меню. Гигиена и санитария. 2019; 98(11): 1272–8. https://elibrary.ru/oodzed
  10. Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М., Лебедева А.М., Занковский С.С., Булгакова Л.И. и др. Организация питания детей и подростков на региональном уровне. Вопросы питания. 2018; 87(6): 48–56. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10066 https://elibrary.ru/snkrlf
  11. Тятенкова Н.Н., Аминова О.С. Оценка фактического питания учащихся старших классов. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (4): 24–9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-24-29 https://elibrary.ru/qjrtjx
  12. Цукарева Е.А., Авчинникова Д.А. Сравнительная характеристика фактического питания младших школьников с различными показателями пищевого статуса. Гигиена и санитария. 2021; 100(5): 512–8. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-5-512-518 https://elibrary.ru/mhihqt
  13. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Ларионова А.В., Малащенкова А.В. и др. Формирование знаний обучающихся в области здорового питания. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(4): 221–4. https://elibrary.ru/vmmeiw
  14. Зайцева Н.В., Лир Д.Н. Мониторинг питания в общеобразовательных организациях. Вопросы питания. 2022; 91(5): 56–64. https://doi.org/10.33029/0042-8833-2022-91-5-56-64 https://elibrary.ru/dxbpvt
  15. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Боева В.С. Альбом порций продуктов и блюд. М.; 1995.
  16. Пересыпкина Т.В., Меркулова Т.В. Некоторые особенности организации питания и пищевого поведения детей школьного возраста. Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. 2021; 11: 171–81. https://elibrary.ru/phfyuy
  17. Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения. Фундаментальная и клиническая медицина. 2019; 4(2): 120–8. https://doi.org/10.23946/2500-0764-2019-4-2-120-128 https://elibrary.ru/xfubcd
  18. Чайченко Т.В., Гончарь М.А., Чумаченко Т.А., Клименко В.А. Субъективные представления об ожирении и объективные нутриционные причины формирования избытка веса у школьников Харьковского региона. Охрана здоровья детей и подростков. 2019; (1): 85–7.
  19. Шарманов Т.Ш., Салханова А.Б., Датхабаева Г.К. Сравнительная характеристика фактического питания детей в возрасте 9–10 лет. Вопросы питания. 2018; 87(6): 28–41. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10064 https://elibrary.ru/yrwxfr
  20. Потапкина Е.П., Мажаева Т.В., Носова И.А., Козубская В.И., Синицына С.В., Дубенко С.Э. Система управления рисками в организации питания детей в муниципальных образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(9): 59–66. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-9-59-66 https://elibrary.ru/xueqmn
  21. Ткачук Е.А., Глобенко Н.Э. Оценка стереотипов питания, физического развития и заболеваемости детей младшего школьного возраста. Тихоокеанский медицинский журнал. 2023; (1): 90–3. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2023-1-90-93 https://elibrary.ru/riaqst
  22. Попова А.Ю., Шевкун И.Г., Новикова И.И., Романенко С.П. Об основных результатах мониторинга питания детей школьного возраста, реализованного в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография». Вопросы питания. 2025; 94(1): 64–70. https://doi.org/10.33029/0042-8833-2025-94-1-64-70
  23. Сетко А.Г., Жданова О.М., Тюрин А.В. Сравнительная оценка фактического питания и алиментарного статуса учащихся общеобразовательных учреждений города Оренбурга в 12-летней динамике реализации мероприятий по совершенствованию системы школьного питания. Оренбургский медицинский вестник. 2023; 11(1): 58–63. https://elibrary.ru/oyrkpr
  24. Горелова Ж.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д. Изучение домашнего питания школьников Москвы. Вопросы питания. 2018; 87(S5): 135–6. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10233 https://elibrary.ru/ypdemp
  25. Боровкова М.Г., Николаева Л.А. Анализ питания детей школьного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021; 66(4): 148–54. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-4-148-154 https://elibrary.ru/mbxxpm
  26. Черненков Ю.В., Гуменюк О.И., Глушаков И.А., Глушакова В.Д. Некоторые аспекты формирования рационов питания детей разных возрастных групп. РМЖ. Мать и дитя. 2023; 6(2): 169–74. https://doi.org/10.32364/2618-8430-2023-6-2-169-174 https://elibrary.ru/urlwmx

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© , 2025



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.