Психологические предикторы потенциала самоизменений студенток с разной удовлетворенностью жизнью

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью конкретизации научных представлений о предикторах самоизменений личности и поведения. Понимание данного феномена необходимо для эффективной психологической помощи, особенно в периоды нестабильности и неопределенности. Цель исследования — выявление характеристик разных сфер психической саморегуляции и стилей реагирования на изменения, влияющих на самоизменения у студенток, различающихся по уровню удовлетворенности жизнью. Участники исследования (202 студентки в возрасте 18–22 лет) обследованы по методикам, оценивающим метакогнитивную включенность, эмоциональный интеллект, характеристики осознанной саморегуляции, рефлексию, стили реагирования на изменения и удовлетворенность жизнью. В результате исследования установлено, что предикторы самоизменений у студенток с более высокой удовлетворенностью жизнью и студенток с низкой удовлетворенностью жизнью различаются. Общими для студенток с разным уровнем удовлетворенности жизни предиктором самоизменений является инновационный стиль реагирования на изменения.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

В. М. Бызова

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vbysova@mail.ru

Доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии

Россия, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6

Я. Е. Виноградова

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Email: yana.e.vinogradova@gmail.com

кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии

Россия, 192236, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15

А. Е. Ловягина

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: lovagina2@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии

Россия, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6

Список литературы

  1. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5 (99). С. 189–215.
  2. Анисимова О.М., Терра Т.К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в разные периоды взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 3. С. 128–137.
  3. Базаров Т.Ю., Сычева М.П. Создание и апробация опросника “Стили реагирования на изменения” // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 25. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.04.2023).
  4. Буравлева Н.А., Богомаз С.А. Личностные особенности студентов как прогностические характеристики их готовности к инновационной деятельности // Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. С. 155–180. doi: 10.17223/17267080/76/10
  5. Бурмистрова-Савенкова А.В., Фомина Т.Г. Саморегуляция в системе личностных предикторов психологического благополучия: актуальные вопросы современных исследований // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: Материалы III Международной научно-практической конференции. Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. С. 18–25.
  6. Бызова В.М., Перикова Е.И. Метакогнитивные стратегии учебной деятельности студентов с разными стилями реагирования на изменения // Человек в условиях неопределенности: Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием. Т. 1 / Под ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. Самара: Самарский государственный технический университет, 2018. С. 112–118.
  7. Бызова В.М., Перикова Е.И. Факторная структура русскоязычной версии опросника “Метакогнитивная включенность в деятельность” // Культурно-историческая психология. 2022. № 2. С. 116–126.
  8. Бызова В.М., Перикова Е.И. Эмоциональный интеллект в структуре метакогнитивных способностей молодежи // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020. С. 318–324.
  9. Бызова В.М., Перикова Е.И., Ловягина А.Е. Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 126–140.
  10. Волченкова Е.А., Молчанова О.Н. Потерянные возможные “Я”: содержание и связь с психологическим благополучием // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. № 3. С. 295–310. doi: 10.21638/spbu16.2019.306
  11. Гришина Н.В. “Самоизменения” личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. № 2. С. 126–138.
  12. Гришина Н.В., Аванесян М.О., Макарова М.В., Мамаева-Найлз В.Д. Контекстуальный характер жизненных целей: ситуационные и индивидуально-психологические детерминанты целеполагания // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20. № 3. С. 6–28. doi: 10.21702/rpj.2023.3.1
  13. Гришина Н.В., Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Аванесян М.О. Самоизменения личности: проблемы, модели, исследования: Коллективная монография / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. 348 с.
  14. Карпов А.В. К вопросу о структурно-уровневой организации системы психических процессов // Ярославский психологический вестник. 2023. Т. 1. № 55. С. 7–24.
  15. Карпов А.В. Психология сознания: Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1020 с.
  16. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12.
  17. Корнилова Т.В. Эмпатия в структурах интеллектуально-личностного потенциала: единство интеллекта и аффекта // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 57–68. DOI:S020595920020496-1
  18. Красавцева Ю.В. Предвосхищаемые и результирующие эмоции в регуляции принятия решений // Вестник Московского государственного областного университета. Психологические науки. 2020. № 2. С. 18–33. doi: 10.18384/2310-7235-2020-2-18-33
  19. Кульминская А.В. Среда ближайшего окружения современных школьников и студентов: концептуализация понятия и структура // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (71). С. 93–102.
  20. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия “хорошая” и “дурная”: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 11. С. 110–135.
  21. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процесса и измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 264–278.
  22. Манукян В.Р., Муртазина И.Р. Самоизменение: психологический статус и возможности измерения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. № 4. С. 331–345. doi: 10.21638/spbu16.2019.401
  23. Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 4. С. 35–58.
  24. Мельничук М.В., Белогаш М.А. Эмоциональный интеллект как предмет изучения процессов метапознания при обучении в высшей школе // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 6. С. 89–100. doi: 10.15293/1813-4718.2106.10
  25. Меренкова В.С., Солодкова О.Е. Исследование феномена “удовлетворенность жизнью” // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2. № 1. С. 4–13. doi: 10.33910/2687-0223-2020-2-1-4-13
  26. Митина О.В., Дубов И.Г. Влияние самоуправления на удовлетворенность жизнью и успешность в ней // Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2022. С. 408–416.
  27. Мозговая А.В. Адаптация женщин к социальным изменениям: ресурсный потенциал // Женщина в российском обществе. 2023. № 2. С. 47–59. doi: 10.21064/WinRS.2023.2.4
  28. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 1. С. 3–37. doi: 10.11621/vsp.2021.01.01
  29. Моросанова В.И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3. С. 57–83.
  30. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. С. 11–72.
  31. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142.
  32. Перикова Е.И., Атаманова И.В., Богомаз С.А. Инновативность личности: исследование параметров психологической системы деятельности вузовской молодежи // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 719–736. doi: 10.17323/1813-8918-2020-4-719-736
  33. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как основа саморегуляции // Южно-Российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19. № 4. С. 130–146.
  34. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Контроль поведения — интегративное понятие психической регуляции // Разработка понятий современной психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 343–378.
  35. Фролова Ю.Г., Синкевич К.Д., Федосенко А.В. Способность к саморегуляции и воспринимаемый контроль как условия психологического благополучия студентов // Философия и социальные науки. 2015. № 4. С. 48–53.
  36. Чепрасова Э.М. Взаимосвязь субъективного благополучия и рефлексии в подростковом и юношеском возрасте // Северо-Кавказский психологический вестник. 2018. № 16. С. 13–21.
  37. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 153–158.
  38. Шамионов Р.М. Критерии субъективного проявления личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 213–219.
  39. Шейнов В.П. Взаимосвязи эмоционального интеллекта, интернальности и удовлетворенности жизнью // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2020. № 15. С. 93–97.
  40. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи. М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2015. 142 с.
  41. Baumeister R.F., Tice D.M., Vohs K.D. The strength model of self-regulation: Conclusions from the second decade of willpower research // Perspectives on Psychological Science. 2018. V. 13. № 2. P. 141–145. doi: 10.1177/1745691617716946
  42. De Vries J.H., Spengler M., Frintrup A., Mussel P. Personality development in emerging adulthood — how the perception of life events and mindset affect personality trait change // Frontiers in Psychology. 2021. V. 12. № 671421.
  43. Diener E., Lucas R.E., Oishi S. Subjective well-being: The science of happiness and life satisfaction // Handbook of positive psychology / Eds. C.R. Snyder, S.J. Lopez. N.Y.: Oxford University Press, 2002. Р. 463–473.
  44. Extremera N., Rey L. Ability emotional intelligence and life satisfaction: Positive and negative affect as mediators // Personality and Individual Differences. 2016. V. 102. doi: 10.1016/j.paid.2016.06.051
  45. Gagnon M.C.J., Durand-Bush N., Young B.W. Self-regulation capacity is linked to wellbeing and burnout in physicians and medical students: Implications for nurturing self-help skills // International Journal of Wellbeing. 2016. V. 6. № 1. P. 101–116.
  46. Gross J.J. Emotion regulation: Current status and future prospects // Psychological Inquiry. 2015. V. 26. № 1. P. 1–26.
  47. Hudson N.W., Fraley R.C. Changing for the better? Longitudinal associations between volitional personality change and psychological well-being // Personality and Social Psychology Bulletin. 2016. V. 42. № 5. P. 603–615. doi: 10.1177/0146167216637840
  48. Kuhl J., Koole S.L. Workings of the will: A functional approach // Handbook of experimental existential psychology / Eds. J. Greenberg, S.L. Koole, T. Pyszczynski. N.Y.: Guilford Press, 2004. P. 411–430.
  49. Maslow A.Н. Motivation and personality. 3rd ed. / Eds. R. Frager, J. Fadiman, C. McReynolds, R. Cox. London: Longman, 1987. 336 р.
  50. Ng Z.J., Huebner S.E., Hills K.J. Life satisfaction and academic performance in early adolescents: Evidence for reciprocal association // Journal of School Psychology. 2015. V. 53. № 6. Р. 479–491. doi: 10.1016/j.jsp.2015.09.004
  51. Palmer E.C., David A.S., Fleming S.M. Effects of age on metacognitive efficiency // Consciousness and Cognition. 2014. V. 28. P. 151–160.
  52. Pavot W., Diener E. Rewiew of the satisfaction with life scale // Psychological Assessment. 1993. V. 5. № 2. Р. 164–172.
  53. Prasher Т. Impact of metacognition on life satisfaction of college students // International Journal of Creative Research Thoughts. 2023. V. 11. № 5. Р. 882–902.
  54. Quintus M., Egloff B., Wrzus C. Predictors of volitional personality change in younger and older adults: Response surface analyses signify the complementary perspectives of the self and knowledgeable others // Journal of Research in Personality. 2017. V. 70. Р. 214–228. doi: 10.1016/j.jrp.2017.08.001
  55. Scheffel C., Diers K., Schönfeld S. et al. Cognitive emotion regulation and personality: An analysis of individual differences in the neural and behavioral correlates of successful reappraisal // Personality Neuroscience. 2019. V. 2. P. 1–13. DOI: 10.1017/ pen.2019.11
  56. Veenhoven R. Happiness in Nations. Subjective appreciation of life in 56 nations (1946–1992). Rotterdam, Netherlands: Erasmus University of Rotterdam, 1993. 365 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бызова В.М., Виноградова Я.Е., Ловягина А.Е., 2024