НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕВУШЕК-ШКОЛЬНИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОФИЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
- Авторы: ДАНИЛОВА О.В.1, РЫЖОВА Е.Г.2, ХОЛОДОВА И.Н.3
-
Учреждения:
- ГБУЗ ВО «Областная детская клиническая больница»
- ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
- ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
- Выпуск: № 4 (2019)
- Страницы: 71-74
- Раздел: Статьи
- URL: https://pediatria.orscience.ru/2658-6630/article/view/57117
- DOI: https://doi.org/10.26442/26586630.2019.4.190632
- ID: 57117
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследования состояния регуляторных систем организма у девушек-школьниц, обучающихся в разных профильных классах, с использованием диагностической системы комплекса «Варикард», который оценивает адаптационные возможности организма на основе анализа вариабельности сердечного ритма методом проведения электрокардиограммы. К достоинствам данного метода относятся быстрота, информативность, возможность его использования в амбулаторно-поликлинической сети, а также экономическая целесообразность. Цель. Используя диагностический комплекс «Варикард», изучить адаптационные возможности и оценить функциональное состояние организма у девушек 9-11 классов, обучающихся по разным профильным программам. Материалы и методы. В исследование были включены 208 учениц 9-11 классов, обучающихся по разным профильным программам. Средний возраст исследуемых составил 15,61±0,93 года. Результаты. Нарушения в системе вегетативного гомеостаза встречались у учащихся всех профилей, а состояние равновесия вегетативного гомеостаза более характерно для девочек-подростков - учениц 10-х классов по сравнению с 9 и 11-ми. Состояние адаптации старшеклассниц характеризовалось неблагоприятными показателями в начале профильного обучения (9-й класс), что свидетельствовало о становлении адаптационных процессов, а также в 11-м классе, когда нарастает напряжение в связи с подготовкой к экзаменам. Уровень адаптации у учениц 10-х классов достоверно реже характеризовался снижением стресс-индекса по сравнению с девяти- и одиннадцатиклассницами. Профильных различий по показателям не выявлено, следовательно, имеет значение не направленность обучения, а сам факт перехода к изучению определенной специальности. Использование диагностической системы комплекса «Варикард» позволило быстро и информативно выявить нарушения в системе адаптации и ранние отклонения в состоянии здоровья, выделить группы риска учащихся, требующих более детального обследования, дифференцированного медико-социального сопровождения и коррекции.
Полный текст

Об авторах
ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА ДАНИЛОВА
ГБУЗ ВО «Областная детская клиническая больница»врач Владимир, Россия
ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА РЫЖОВА
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»д-р мед. наук, каф. биологии и экологии Владимир, Россия
ИРИНА НИКОЛАЕВНА ХОЛОДОВА
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
Email: chin5@yandex.ru
д-р мед. наук, проф. каф. педиатрии с курсом поликлинической педиатрии Москва, Россия
Список литературы
- Васина Е.В. Особенности психофизиологического развития и адаптации старшеклассников к разным профилям обучения. Автореф. дис.. канд. биол. наук. Кемерово, 2010. @@Vasina E.V. Osobennosti psikhofiziologicheskogo razvitiia i adaptatsii starsheklass-nikov k raznym profiliam obucheniia. Avtoref. dis.. kand. biol. nauk. Kemerovo, 2010 (in Russian).
- Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. @@Baevskii R.M., Berseneva A.P Assessment of the adaptive capabilities of the body and the risk of developing diseases. Moscow: Meditsina, 1997 (in Russian).
- Баевский Р.М., Берсенева А.П. Теоретические основы донозологической диагностики. Донозология и здоровый образ жизни. 2008; 2: 2. @@Baevskii R.M., Berseneva A.P Teoreticheskie osnovy donozologicheskoi diagnostiki. Donozologiia i zdorovyi obraz zhizni. 2008; 2: 2 (in Russian).
- Баевский Р.М., Берсенева А.П., Лучицкая Е.С. и др. Оценка уровня здоровья при исследовании практически здоровых людей. М.: Фирма «Слово», 2009. @@Baevskii R.M., Berseneva A.P, Luchitskaia E.S. et al. Assessment of the level of health in the study of healthy people. Moscow: Firma "Slovo", 2009 (in Russian).
- Захарченко М.П. Донозологическая диагностика в современных условиях: методология и методические подходы. Донозология. 2007; 1: 3-8. @@Zakharchenko M.P Donozologicheskaia diagnostika v sovremennykh usloviiakh: metodologiia i metodicheskie podkhody. Donozologiia. 2007; 1: 3-8 (in Russian).
Дополнительные файлы
